Программа “Заповедники России”. Часть 1

Рубрика: Методическая копилка,Программы. Автор: Парамонова Ольга. Воскресенье 29 Апр 2012 в 14:08

Предлагаю вашему внимания  программу дополнительного образования “Заповедники России”, которая разработана с целью использования её при изучении особо охраняемых территорий РФ, как в курсе географии России 8-ого класса так и во внеурочной деятельности.

Программа раздела на 3 части для более удобного изучения.

I. Пояснительная записка

В последнее время охране окружающей среды уделяется всё больше внимания не только в Российской Федерации, но и в мире. Особенно трепетно стали относиться к дикой природе, процесс исчезновения которой остановить ещё предоставляется возможным. Именно поэтому необходимо направить все усилия на сохранение тех природных богатств, которые  существуют в нашей необъятной стране.

С каждым годом в мире всё больше территорий переходят в разряд сельхозугодий, подвергаются изменениям в связи с ростом городов, добычей полезных ископаемых, строительством заводов и иных объектов народного хозяйства. За 20 веков нашей эры на земном шаре исчезло 150 видов млекопитающих и 139 видов птиц. Каждый исчезнувший вид – это тяжёлая и невосполнимая потеря. Всё, что исчезает в животном мире, исчезает навсегда.

Ещё в 1916 году был принят первый в России закон о заповедниках «Об установлении правил об охотничьих заповедниках». В настоящее время в РФ насчитывается более 100 государственных природных заповедников. В курсе «География России» нет возможности изучить и десятка особо охраняемых территорий достаточно подробно, чтобы учащиеся могли владеть необходимой информацией для расширения своего кругозора и для повышения уровня экологического образования.
Актуальность программы: Программный материал по географии не вместил достаточный объём  информации о заповедных территориях РФ и их функциях, а необходимость владения знаниями в данной области диктует время. Возможность изучения экологических проблем, в том числе особо охраняемых территорий появилась с введением профильного обучения и элективных курсов в общеобразовательной школе, а с внедрением ФГОС нового поколения усилилась и роль дополнительного образования.
Заниматься экологическим воспитанием школьников только в стенах учебного учреждения невозможно, необходимо непосредственное взаимодействие с природой. Ребёнок должен  научиться ценить красоту окружающего его мира, чтобы потом охранять природу и преумножать её богатства. С этой целью в программе наибольшее количество часов отведено на практическую составляющую. Только отправившись в поход, на сплав или на экскурсию, продемонстрировав своё отношение к природе, педагог может наиболее эффективно повысить экологическую культуру ребёнка.

Новизна:  В программу дополнительного образования «Заповедники России» автор включает детальное изучение тех заповедников, которые были им посещены, а информация о них была собрана во время путешествий по России.

Программа предусматривает как теоретическое изучение данных заповедников, так и практическое, в том числе посещение учащимися заповедников в пределах Республики Башкортостан и Челябинской области, встреча с работниками заповедников, совместная деятельность при изучении заповедников и охране природы.
Данную программу можно использовать в кружковой работе географического, экологического или туристско-краеведческого направлений.
Цель программы «Заповедники России» – повышение уровня экологического образования и культуры учащихся, их эстетического восприятия природы, развитие экогуманистического мышления и патриотического отношения к своей Родине, формирование у подростков знания о природном богатстве России, и в том числе Республики Башкортостан.

Задачи курса:
- углубление знаний о природном наследии России и Башкортостана
- привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности
- вовлечение в проектно-исследовательскую работу по изучению заповедных территорий родного края
- формирование нравственного отношения к природе

Методика. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми, картографическими, информационно-коммуникативными, схематическими и другими. Содержание большинства тем включает в себя самостоятельную и практическую работу учащихся. Предлагаются разные формы занятий – это лекции, семинары, экскурсии, походы в природу, посещение музеев, встречи с работниками заповедников. Автор обучает детей систематизировать накопленный материал и оформлять его в виде рефератов, презентаций, проектов.

Контингент обучаемых. Программа дополнительного образования по географии и экологии  «Заповедники России» ориентирована на подростков (8-9 класс), независимо от уровня их умственного развития.

Объём курса – 17 часов. Распределение часов в первую очередь зависит от возможности спланировать выезд на территорию того или иного заповедника, а теоретические занятия и защита творческих проектов проходят в режиме – одно занятие в две – три недели.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- задачи заповедника
- порядок и структуру образования заповедника
- чем отличаются заповедники от других охраняемых территорий
- основные виды деятельности в заповедниках
- названия и географическое положение заповедников России
- правила поведения в пределах заповедной зоны

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- находить заповедники на карте России
- давать комплексную характеристику изучаемому объекту
- использовать различные источники информации и самостоятельно работать
с ними в процессе подготовки проектов, презентаций, исследовательских работ, рефератов, докладов
- оценивать степень антропогенного воздействия на заповедной территории
- грамотно проводить экологические десанты

Автор работает по программе пятый год, незначительно изменяя маршруты походов, экскурсий, встреч и тематику семинаров, чтобы расширить сферу своей деятельности и разнообразить деятельность воспитанников.

Базой для освоения программы являются школьные курсы природоведения,  географии, биологии, физики, химии всех годов обучения учащихся в школе, начиная с начальной.

II. Учебно-тематический план
templan


Отзывов нет »

Отзывов нет.

RSS-лента комментариев. Адрес для трекбека

Ваш отзыв






Deprecated: Function ereg_replace() is deprecated in /home/users/o/orusalka08/domains/orusalka.ru/wp-content/themes/iblues/footer.php(1) : eval()'d code on line 1

Copyright © 2018 Персональный сайт Парамоновой Ольги. WP Theme created by Web Top.